Судебное делопроизводство. Тема 10
Оперативное хранение документов
Оперативным называют хранение дел в местах их
формирования до передачи на архивное хранение.
За сохранность
документов ответственность несут руководители структурных подразделений,
работники службы делопроизводства. Обычные документы хранятся в шкафах, на
стеллажах, а документы с грифом «Для служебного пользования», «Конфиденциально»
и др. — в сейфах. Располагают дела в соответствии с номенклатурой дел
структурного подразделения. Для удобства поиска необходимого дела и проверки
наличия дел номенклатуру дел размещают на внутренней стороне шкафа. При
рациональной организации оперативного хранения и правильного оформления обложек
дел поиск любого исполненного документа не превышает пяти минут.
Номенклатура
дел — это систематизированный перечень заголовков дел, создаваемых в
организации, с указанием сроков их хранения.
Номенклатура
предназначена для группировки исполненных документов в дела, учета и обеспечения
сохранности дел, оперативного поиска документов в делах. Номенклатуры дел
подразделяются на типовые, примерные и номенклатуры конкретного предприятия.
Типовая номенклатура дел составляется для однородных по
характеру деятельности и структуре организаций (предприятий), например типовая
номенклатура для школ. Она устанавливает единый состав дел с одинаковой
нумерацией их и является нормативным документом.
Примерная номенклатура дел составляется для однородных по
характеру деятельности, но имеющих разную структуру организаций (предприятий).
Примерная номенклатура носит рекомендательный характер.
Номенклатура дел конкретного предприятия составляется для отдельного предприятия
и отражает его специфику. На предприятиях с разветвленной организационной структурой,
как правило, составляются номенклатуры дел структурных подразделений, которые
объединяются в сводную номенклатуру дел предприятия.
Разделами
номенклатуры являются наименования структурных подразделений организации.
Первым разделом номенклатуры является «секретариат» («канцелярия», «дирекция»,
«отдел документационного обеспечения управления»). Другие отделы располагаются
после секретариата в порядке их значимости. Каждое подразделение получает
порядковый номер (секретариат - 01, информационно-аналитический отдел - 02,
бухгалтерия — 03 и т.д.).
Внутри разделов
номенклатуры располагаются заголовки дел с присвоением им
соответствующих индексов, например в индексе 01-02 (01 — соответствует
секретариату, а 02 — порядковому номеру дела, заведенному в секретариате).
Заголовок дела в номенклатуре должен состоять из элементов, расположенных в
следующей последовательности: название вида документа (акты, приказы,
протоколы); краткое содержание («Переписка с ЗАО «Ритм» по поставкам
оборудования»); дата (период), к которому относятся документы дела («Приказы по
личному составу за 2003 г.»).
Структура
номенклатуры дел:
Срок хранения каждого дела определяется по «Перечню
документов с указанием сроков хранения» со ссылкой на соответствующую статью
перечня. Этот вопрос решается архивистом предприятия.
В графе
«Примечание» проставляются отметки о заведении дел, об ответственных за эти
дела, переходящих на следующий год, изъятых или утерянных и т. д. В графе
«Примечание» при большом объеме хранящихся документов указывается против
каждого дела номер шкафа и полки, где оно хранится.
Количество дел в номенклатуре указывается, как
правило, по окончании года. При заведении второго тома какого-либо дела
рекомендуется сразу же заполнить эту графу.
Номенклатура дел
составляется делопроизводственной службой, секретарем-референтом или
специалистом, ответственным за работу с документами, при непосредственном
участии архивиста предприятия. Номенклатура подписывается ответственным
составителем, архивистом, согласовывается с экспертной комиссией и утверждается
руководителем предприятия. Номенклатура составляется в трех экземплярах: один
хранится в деле; второй является рабочим и вывешивается на внутренней стенке
шкафа (сейфа) с делами; третий передается в архив предприятия.
Номенклатура
составляется ежегодно в конце года и вводится в действие с 1 января нового
года.
Формирование
дела — это группирование исполненных документов в дело в соответствии с
номенклатурой и систематизация документов внутри дела.
Делом называют совокупность документов,
относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную
обложку. Правильное формирование дел способствует оперативному поиску
необходимых документов, обеспечивает их сохранность, устанавливает порядок в
организации делопроизводства.
На обложке дела в
соответствии с государственным стандартом ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных
сроков хранения. Типы, размеры, технические требования» указываются
наименование организации, структурное подразделение, номер папки по номенклатуре
дел, заголовок дела, год заведения, срок хранения. Форма обложки дел
постоянного и долговременного хранения:
Проверка наличия дел при оперативном хранении проводится для обеспечения
сохранности дел, установления пропавших документов (дел), поиска пропавших
документов (дел), восстановления документов, не найденных в результате поиска.
Проверка наличия проводится комиссией, созданной по указанию руководителя, с
периодичностью, устанавливаемой службой делопроизводства или инструкцией по
делопроизводству предприятия, не реже одного раза в год.
Во время оперативного
хранения дела могут выдаваться сотрудникам предприятия (по указанию
руководителя структурного подразделения), а также сторонним организациям (по
указанию руководителя предприятия). Выдача дел сотрудникам подразделений для
работы осуществляется под расписку.
На дело, выданное
сотрудникам предприятия, заводят карту-заместитель дела, в
которой указывают: номер дела; дату выдачу; кому выдано; структурное
подразделение; подпись исполнителя; срок возврата; отметку о возврате;
примечание.
Дела выдаются во
временное пользование сотрудникам структурных подразделений на срок не более
одного месяца. После истечения указанного срока дело должно быть возвращено на
место хранения.
Сторонним
организациям дела выдаются по их письменному запросу и разрешению руководителя
организации — автора документов. В карте-заместителе указывают дополнительно
наименование организации. При выдаче составляется акт приема-передачи дела.
Срок оперативного
хранения дел составляет от 1 года до 3 лет. Исключение составляют документы с
временными сроками хранения 5 и 10 лет. Такие документы, как правило, на
архивное хранение не передаются и продолжают храниться в структурных
подразделениях. После оперативного хранения завершенные дела постоянного и
временного (свыше 10 лет) сроков хранения сдаются в архив.
Законченные
делопроизводством дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
находятся в течение 1 -3 лет по месту их формирования, а затем подлежат передаче
на хранение в архив организации. Перед передачей в архив дела должны быть
дооформлены и описаны в специальных учетных формах (сдаточных описях) в
соответствии с требованиями Федерального архивного агентства.
Дела временного срока хранения (до 10 лет), как правило, в архив
организации принимаются только по разрешению руководителя организации. Но даже
в этом случае с ними не проводится такая обработка, которую осуществляют с
делами постоянного и временного срока хранения: они могут храниться в тех
папках, в которых осуществлялось формирование; документы в деле не
пересистематизируются; листы не нумеруются; лист-заверитель не составляется.
Учет таких дел осуществляется по номенклатуре дел, новые учетные формы не
составляются.
Дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также
конфиденциальные и по личному составу подлежат полному оформлению,
которое предусматривает следующие этапы.
1. Пересистематизация документов в деле.
Документы в деле подшиваются в прямом хронологическом порядке (по
датам поступления и порядковым номерам) таким образом, чтобы первый документ
был в начале дела; из документов извлекаются все металлические скрепления (во
избежание ржавчины).
2. Нумерация листов дела.
В целях сохранности и
закрепления порядка расположения документов, включенных в дело, они нумеруются
в развернутом виде арабскими цифрами валовой нумерацией в верхнем углу черным
графитовым карандашом или нумератором. Фотографии, чертежи, диаграммы и другие
иллюстрируемые документы, представляющие собой самостоятельный лист, нумеруются
на оборотной стороне в левом верхнем углу. Подшитые в дело конверты с вложениями
нумеруются следующим образом: сначала нумеруется конверт, а затем очередным
номером - каждое вложение. В случае обнаружения большого числа ошибок в
нумерации производится их перенумерация. При этом старые номера зачеркиваются
одной наклонной чертой и рядом ставится новый номер.
3. Составление в необходимых случаях внутренней описи документов
дела.
Внутренняя опись - документ, включаемый в дело для учета документов дела,
раскрытия их состава и содержания. Внутренняя опись должна быть в делах,
содержащих особо ценную и личную документацию, а также в судебных и
следственных делах, в делах о присуждении ученых степеней и ученых званий, в
делах на авторские свидетельства и патентные изобретения и др. Внутренние описи
необходимы также, если заголовки дел не раскрывают конкретное содержание
документов, например «Приказы директора по основной деятельности». Форма
внутренней описи, порядок ее составления регламентируются Основными правилами
работы архивов организаций. Во внутренней описи содержатся сведения о датах и
регистрационных номерах документов, их заголовках, количестве листов каждого
документа с указанием листов дела. Внутренняя опись в деле играет роль
оглавления, способствует обеспечению сохранности документов. Листы внутренней
описи нумеруются отдельно от документов дела, в ее конце составляется итоговая
запись, содержащая информацию о количестве включенных в нее документов дела и
количестве листов самой внутренней описи.
4. Составление заверительной надписи дела.
Она составляется по
установленной форме на любую единицу архивного хранения и необходима для
фиксации особенностей нумерации, учета количества листов дела и внутренней
описи, особенностей формирования дела (наличие листов с наклеенными
документами, конвертов с вложениями, иллюстраций и пр.).
Лист-заверитель дела - документ, содержащий сведения о
количестве листов дела, физическом состоянии документов и особенностях
формирования дела
Запрещается
составлять заверительную надпись на обороте документов и самой обложке дела.
Все последующие изменения в составе и состоянии дела (повреждения, замена
подлинников на копии, сведения о проверке наличия и состоянии дела, отметки о
выдаче дела для использования и др.) отражаются в заверительной надписи.
5. Внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела.
Уточняются наименование организации и ее непосредственная
подчиненность на период создания документов, включенных в дело, заголовок дела
(тома, части), крайние даты документов дела, количество листов в деле.
6. Подшивка или переплет дела.
Документы постоянного
срока хранения, составляющие дело, подшиваются на четыре прокола в твердую
обложку, требования к которой определены ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных
сроков хранения. Типы, разновидности, технические требования». Если у
организации есть возможность, она может осуще ствить переплет дела. Все это
осуществляется таким образом, чтобы обеспечить возможность свободного чтения
текста всех документов, дат, виз и резолюций на них.
Особо ценные
документы хранятся в закрытых твердых папках с тремя клапанами с завязками или
в картонных футлярах (коробках). Как правило, вариант упаковки документов,
поступающих на хранение, определяется тем носителем, на котором они созданы.
Для документов, оформляемых на бумаге стандартных форматов (так оформляются в
большинстве случаев документы постоянного и временного (свыше 10 лет)
хранения), - это твердая картонная обложка или особая папка.
Номенклатура дел
3.4.1. Номенклатура дел представляет
собой систематизированный перечень наименований дел, заводимых в
делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения, по установленной
форме.
3.4.2. Архив в целях качественного
комплектования документами архивного фонда контролирует и оказывает необходимую
методическую и практическую помощь службе документационного обеспечения
управления в составлении номенклатуры дел. Ответственность за ее составление
возлагается на службу документационного обеспечения управления организации.
3.4.3. Номенклатура дел является
основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет)
хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, а в архиве
организации используется для учета дел временного (до 10 лет включительно)
хранения.
Закрепленная в номенклатуре схема
систематизации дел может быть использована при разработке схемы картотеки на
исполненные документы.
3.4.4. Различаются три вида
номенклатур дел: типовая, примерная и индивидуальная номенклатуры дел
конкретной организации.
Типовая номенклатура дел
устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций,
и является нормативным документом.
Примерная номенклатура дел
устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций,
на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит
рекомендательный характер.
3.4.5. Типовые и примерные
номенклатуры дел используются для составления индивидуальной номенклатуры дел.
В номенклатуру дел организации из
типовой или примерной номенклатуры дел переносятся предусмотренные ими
заголовки дел, которые предполагается завести в делопроизводстве организации,
конкретизированные с учетом ее специфики.
Сроки хранения дел, предусмотренные
типовой или примерной номенклатурой дел, переносятся в индивидуальную
номенклатуру дел без изменений.
3.4.6. Номенклатура дел организации
(сводная) (приложение 7) составляется по установленной форме на основании
номенклатур дел структурных подразделений, разработанных по аналогичной
форме (приложение 8), согласованных ими с архивом и подписанных
руководителями этих подразделений.
Номенклатура дел организации
оформляется на общем бланке организации.
Номенклатура дел организации
визируется руководителем архива или лицом, ответственным за архив,
подписывается руководителем службы или лицом, ответственным за документационное
обеспечение управления, и после одобрения ЦЭК (ЭК) организации направляется на
согласование с ЭПК соответствующего архивного учреждения, после чего
утверждается руководителем организации.
После утверждения номенклатуры дел
организации структурные подразделения получают выписки соответствующих ее
разделов для использования в работе.
Номенклатура дел организации на
предстоящий календарный год составляется в последнем квартале текущего года.
Согласованная с архивным учреждением
номенклатура дел в конце каждого года уточняется, утверждается руководителем
организации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.
Номенклатура дел согласовывается с
архивным учреждением не реже одного раза в 5 лет. В случае коренного изменения
функций и структуры организации разрабатывается новая номенклатура дел.
3.4.7. Номенклатура дел составляется
на основе изучения состава и содержания документов, образующихся в деятельности
организации.
При составлении номенклатуры дел следует
руководствоваться уставом или положением об организации, положениями о ее
структурных подразделениях, штатным расписанием, номенклатурой дел организации
за прошлый год, описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения,
регистрационными формами, ведомственными и типовыми перечнями документов с
указанием сроков их хранения, типовыми и примерными номенклатурами дел.
3.4.8. В номенклатуре дел
предусматриваются заголовки дел для группировки документов, отражающие все
документируемые участки и вопросы деятельности организации.
В номенклатуру дел организации
включаются дела временно действующих органов, документы которых служат правовым
основанием для подтверждения полномочий организации или прекращения ее
деятельности (например, дела ликвидационной комиссии организации включаются в
номенклатуру дел ликвидируемой организации).
Основой для определения структуры
номенклатуры дел является структура (штатное расписание) организации.
Разделами, подразделами и другими делениями номенклатуры дел являются названия
подразделений (например: канцелярия, бухгалтерия, отдел кадров и т.п.).
3.4.9. Графы номенклатуры дел
организации, ее структурных подразделений заполняются следующим образом.
В графе 1 номенклатуры дел
проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела
состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного
подразделения и порядкового номера заголовка дела по номенклатуре дел в
пределах структурного подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами.
Например: 02-03, где 02 - индекс структурного подразделения, 03 - порядковый
номер заголовка дела по номенклатуре дел.
В номенклатуре дел рекомендуется
сохранять одинаковые индексы для однородных дел разных структурных
подразделений (направлений деятельности).
Пример: "Приказы по основной
деятельности" (02-03, 03-03, 04-03 и т.д.).
В графу 2 номенклатуры дел включаются
заголовки дел (томов, частей).
Порядок расположения заголовков дел
внутри разделов и подразделов номенклатуры дел определяется степенью важности
документов, составляющих дела, и их взаимосвязью.
Вначале располагаются заголовки дел,
содержащих организационно-распорядительную документацию. При этом заголовки
дел, содержащих постановления и приказы вышестоящих организаций, располагаются
перед заголовками дел с приказами руководителя организации. Далее располагаются
заголовки дел, содержащих плановые и отчетные документы.
Заголовки дел, заведенных по
географическому и по корреспондентскому признакам, вносятся в номенклатуру дел
по алфавиту географических названий или корреспондентов.
Заголовок дела должен четко и в
обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела.
Не допускается употребление в
заголовке дела неконкретных формулировок ("разные материалы",
"общая переписка" и т.п.), а также вводных слов и сложных
синтаксических оборотов.
Заголовки дел могут уточняться в
процессе формирования и оформления дел.
Состав элементов заголовка дела,
располагаемых в принятой последовательности, определяется характером документов
дела.
В заголовках дел, содержащих
документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью
делопроизводства, в качестве вида дела употребляется термин
"документы", а в конце заголовка в скобках указываются основные
разновидности документов, которые должны быть в деле.
Пример: "Документы о проведении
научных конференций и симпозиумов (планы, списки, доклады)".
Термин "документы"
применяется также в заголовках дел, содержащих документы - приложения к
какому-либо документу.
Пример: "Документы к протоколам
заседания коллегии министерства".
Заголовки дел по вопросам, не
разрешенным в течение одного года, являются "переходящими" и вносятся
в номенклатуру дел организации следующего года с тем же индексом.
Если дело будет состоять из
нескольких томов или частей, то составляется общий заголовок дела, а затем при
необходимости составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие
содержание заголовка дела.
В графе 3 номенклатуры дел
указывается количество дел (томов, частей). Она заполняется по окончании календарного
года.
В графе 4 указываются срок хранения
дела, номера статей по перечню (типовому, ведомственному), а при его отсутствии
- по типовой или примерной номенклатуре дел.
При включении в номенклатуру
заголовков, документов, срок хранения которых не предусмотрен типовым или
ведомственным перечнями документов, срок их хранения устанавливается ЭПК
соответствующего архивного учреждения по представлению архива и ЦЭК (ЭК)
организации.
В графе 5 "Примечание" в
течение всего срока действия номенклатуры проставляются отметки о заведении
дел, о переходящих делах, о выделении дел к уничтожению, о передаче дел в
другую организацию для продолжения и др.
3.4.10. По окончании
делопроизводственного года в конце номенклатуры дел заменяется итоговая запись
о количестве заведенных дел (томов), отдельно постоянного и временного
хранения. Сведения, содержащиеся в итоговой записи номенклатуры дел
организации, в обязательном порядке сообщаются архивному учреждению, о чем в
номенклатуре дел проставляется отметка с указанием должности лица, сделавшего
отметку, и расшифровки его подписи.
Комментарии
Отправить комментарий