Судебное делопроизводство. Тема 10.1
Тема 10.1. Подготовка
дел к архивному хранению
После того, как документы
исполнены, они подлежат архивному хранению. Подготовка исполненных документов к
архивному хранению и использованию включает:
Экспертизу (оценку) научной и практической ценности документов;
Описи дел;
Оформление дел;
Описание документов постоянного и долговременного хранения;
Обеспечение их сохранности;
Передачу дел в архив учреждения, то есть в ведомственный архив.
(Ведомственным называется архив, находящийся в непосредственном
подчинении соответствующей организации, не входящей в систему государственной
архивной службы, или являющейся структурным подразделением организации).
Ведомственный архив осуществляет хранение документов организаций и предприятий
до передачи их на государственное хранение. Но сначала экспертная комиссия
организации должна произвести экспертизу ценности документов. Экспертиза
ценности документов в делопроизводстве производится при составлении
номенклатуры дел. [Организация работы с документами. Под ред. проф. В.А.
Кудряева. М., 2012. С.90.]
Номенклатура дел - это систематизированный перечень заводимых в
организации дел с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном
порядке. Номенклатура дел составляется в целях обоснованного распределения
документов и формирования дел, обеспечения поиска документов и учета дел. Она
является классификационным справочником и используется при построении
информационно-поисковой системы. Различают три вида номенклатуры дел: типовую,
примерную и номенклатуру для организации.
Типовая номенклатура дел составляется для однородных по
характеру деятельности и структуре организаций. Она устанавливает типовой
состав дел с единой системой индексации в отрасли и является нормативным
документом.
Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел
для однородных по характеру деятельности, но разных по структуре организаций с
указанием их индекса и носит рекомендательный характер.
Типовые и примерные номенклатуры дел разрабатываются службами
документационного обеспечения министерств и ведомств РФ, утверждаются их
руководителями.
Работу по организации и проведению экспертизы ценности
документов должна проводить постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК)
организации, которая в своей деятельности руководствуется Положением об
Архивном фонде РФ, Основными правилами работы ведомственных архивов, типовыми
перечнями документов с указанием сроков хранения, Типовым положением об
экспертной комиссии.
Номенклатура для организации составляется службой
документационного обеспечения на основе номенклатуры дел структурных
подразделений. Номенклатура дел организации, предварительно согласованная с ЦЭК
(ЭК) организации, согласовывается с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК)
государственного архива, куда документы поступают на государственное хранение,
и утверждаются руководителем организации. Организации, не сдающие документы на
государственное хранение, номенклатуру дел согласовывают с ЦЭК или ЭК
вышестоящей организации либо с ее руководителем.
При составлении номенклатуры дел организации следует
руководствоваться типовыми и примерными номенклатурами дел, типовыми и
ведомственными перечнями с указанными в них сроками хранения.
Экспертиза ценности документов постоянного и временного сроков
хранения должна проводиться ежегодно.
На экспертные комиссии, кроме организации ежегодного отбора
документов на хранение возлагается: рассмотрение годовых разделов дела
постоянного, долговременного хранения, в том числе по личному составу, актов о
выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих дальнейшему хранению, о
неисправимом повреждении документов постоянного хранения и о не обнаружении
дел, подлежащих передаче на государственное хранение; вопросов о приеме на ведомственное
хранение документов личного происхождения; подготовка и внесение на
рассмотрение ЭПК предложений об установлении и изменении сроков хранения
документов и т.п.
В результате работы экспертной комиссии образуются четыре группы
документов с различными сроками хранения:
постоянного хранения в государственных архивах;
временного хранения в ведомственном архиве (свыше 10 лет);
временного хранения (до 10 лет);
подлежащие уничтожению в связи с истечением срока хранения.
[Организация работы с документами. Под ред. проф. В.А. Кудряева. М., 2012.
С.89.]
По результатам экспертизы ценности документов составляются описи
дел постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и документов по
личному составу, а также акты о выделении к уничтожению дел с истекшим сроком
хранения (до 10 лет включительно).
Описи дел постоянного, временного срока хранения (свыше 10 лет)
и документов по личному составу, а также акты о выделении дел к уничтожению
рассматриваются на заседании экспертной комиссии организации и согласовываются
с ведомственным архивом.
Дела временного (до 10 лет включительно) срока хранения могут
быть уничтожены только после того, как описи дел постоянного, временного (свыше
10 лет) срока хранения и по личному составу за соответствующий период
утверждены и переданы в ведомственный архив организации.
Опись является учетным документом и основной частью научно -
справочного аппарата архива, обеспечивающей оперативный поиск документов. Опись
составляется в трех экземплярах: один передается вместе с делами в ведомственный
архив, второй - прилагается в качестве основания к протоколу заседания
экспертной комиссии, третий - остается в качестве контрольного экземпляра в
аппарате предприятия.
На дела постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и
по личному составу составляются отдельные описи. [Делопроизводство. Под общ.
ред. проф. Т.В. Кузнецовой. М., 2014. С. 244.]
Не подлежащие сдаче на государственное хранение дела с временным
(до 10 лет включительно) сроком хранения по истечении установленного срока хранения
включаются в акт о выделении документов к уничтожению. Не допускается
уничтожение документов до полного истечения сроков их хранения. Для исключения
преждевременного уничтожения документов необходимо соблюдать следующее правило:
дела включаются в акт об уничтожении, если предусмотренный в них срок хранения
истек к 1 января того года, в котором составлен акт. (Например, дела с
трехлетним сроком хранения, законченные делопроизводством в 1999 году, могут
быть включены в акт, который будет составлен не ранее 1 января 2003 года).
Законченные делопроизводством дела постоянного, временного
(свыше 10 лет) срока хранения и по личному составу после окончания календарного
года, в котором они заведены, должны быть подготовлены к передаче в
ведомственный архив. Пред архивная подготовка дел включает две процедуры:
описание и оформление дел.
Оформление дела - это комплекс работ по его переучету, нумерации
листов, составлению заверительной надписи, внутренней описи документов.
Начинается оно с момента заверения дела в делопроизводстве и завершается в
процессе подготовки его к передаче в ведомственный архив. Оформление дел
производится работниками службы делопроизводства. В зависимости от сроков
хранения производится полное или частичное оформление дел. Полному оформлению
подлежат дела постоянного, долговременного хранения (свыше 10 лет) и по личному
составу.
Дела временного (до 10 лет включительно) хранения подлежат
частичному оформлению, их допускается хранить в скоросшивателях, без внутренней
пере систематизации документов, без нумерации листов, а также без составления
заверительной надписи.
Полное оформление дела предусматривает:
перегруппировку документов дела в прямой хронологической
последовательности с января по декабрь (вместо обратной хронологической
последовательности с декабря по январь, получающийся при формировании дела в
течении года);
нумерацию листов дела черным графитным карандашом в правом
верхнем углу арабскими цифрами;
составление для наиболее ценных дел внутренней описи документов
дела;
составление заверительной надписи дела;
подшивку дела в твердую темную обложку из картона на 4 протокола
без металлических зажимов (с веревочными завязками) или переплет документов
дела;
внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела:
уточнение названия структурного подразделения, если оно менялось,
делопроизводственного индекса, заголовка дела, даты и др. [Делопроизводство.
Под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. М., 2014. С. 248.]
В ведомственный архив передаются дела постоянного, временного
(свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Передача дел производится только
по описям и в соответствии с составленным заведующим архивом графиком,
согласованным с руководителем структурных подразделений и утвержденным
руководителем организации. Вместе с делами в архив передаются
регистрационно-контрольные картотеки делопроизводственной службы учреждения.
Дела временного (до 10 лет) хранения в архив организации, как
правило не передаются.
Принимая дела, сотрудник архива тщательно сверяет каждое дело с
описью, проверяет правильность формирования и оформления дела. Заведующий
архивом расписывается в приеме дел на всех экземплярах годовых разделах описи,
указывает дату приема и количество принятых дел. Один экземпляр годовых
разделов описей возвращается сдатчику, остальные остаются в архиве.
В небольших по структуре и штатной численности организациях, как
правило, отсутствует специальное подразделение - ведомственный архив. В этом
случае обязанности архивариуса совмещает секретарь-референт, отвечая за
сохранность документации и своевременную сдачу ее в государственный архив.
Взаимодействие государственных архивов с современными
коммерческими структурами осуществляется на договорной основе. В договоре
закрепляются обязательства сторон, состав передаваемых документов, порядок и сроки
передачи документов на постоянное или депозитное хранение.
Организация может сократить срок хранения документов в своем
ведомственном архиве до передачи их на государственное хранение в случаях:
прекращения деятельности, нестабильности деятельности, отсутствия условий для
хранения документов, желания самой организации.
При сдаче дел на государственное хранение организация
предоставляет в государственный архив:
отношение на имя руководства государственного архива с указанием
названия организации, общего количества дел и крайних дат документов;
описи в трех экземплярах, утвержденные ЭПК архивного отдела;
историческую справку организации, если дела сдаются на
государственное хранение впервые;
справку о неполной сохранности документов (если какие - либо дела
утрачены).
Затем дела шифруются. Шифровка включает в себя указание на
обложке дела номера фонда, номера описи, номера дела.
Сверенные с описью и зашифрованные дела увязывают в архивные
связки. Сдача дел оформляется актом. Организация - сдатчик и государственный
архив расписываются на всех экземплярах описей и акта сдачи документов.
Два экземпляра описи и один экземпляр акта остаются в
государственном архиве, третий экземпляр описи и второй экземпляр акта
возвращаются организации и хранятся постоянно в делопроизводственной
службе.
Комментарии
Отправить комментарий