Архивное дело в суде. Тема 4
Тема 4 Правовое
регулирование архивного дела в судах
1.
Законодательство об архивном деле в РФ.
Деятельность государственных органов, органов местного
самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения,
комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской
Федерации и других архивных документов является правовой деятельностью.
Правовую основу архивного дела в Российской Федерации составляют Конституция
Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные
правовые акты, регулирующие правовые отношения в сфере архивного дела.
Источники правового регулирования ведения архивного дела в судах:
1) нормы, закрепленные в международном праве, федеральных
законах и подзаконных актах Российской Федерации, содержащие базовую
регламентацию организации работы во всех действующих архивах России:
федеральных государственных архивах, ведомственных архивах, негосударственных
архивах и муниципальных архивах;
2) ведомственные нормы по организации ведения архивного дела
в судах судебной системы Российской Федерации, введённые в действие в рамках
исполнения полномочий Судебным департаментом при Верховном Суде РФ;
3) локальные нормы,
принятые в организационно-распорядительном порядке председателями
соответствующих судов и мировыми судьями и органами исполнительной власти
субъектов РФ, которые организационно обеспечивают деятельность мировых судей.
Конституция Российской Федерации: каждый гражданин вправе свободно искать и
получать информацию, в том числе социально-правового характера, любым законным
способом, если такая информация не содержит государственной тайны и не нарушает
права и свободы других лиц, обладающих правом на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
Органы государственной власти и органы местного
самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его
права и свободы (ст. 24, 29). В соответствии с соглашением
государств-участников СНГ в области использования архивной информации,
заключенного в г. Минске 4 июня 1999 г., стороны Соглашения обязались обеспечивать
юридическим и физическим лицам государств — участников настоящего Соглашения
доступ к архивной информации, хранящейся в государственных архивах, в
соответствии с порядком, установленным их национальным законодательством. По
этому Соглашению, архивные учреждения Сторон в соответствии с их национальным
законодательством на основе архивных документов предоставляют по запросам
юридических и физических лиц Сторон по возможности на языке заявителя или на
русском языке информацию социально-правового характера: о трудовом стаже,
заработной плате, образовании и квалификации, государственных и ведомственных
наградах, фактах необоснованных репрессий, депортации граждан и конфискации их
имущества, военной службе, участии в военных действиях, нахождении в концентрационных
лагерях военнопленных, в гетто, о насильственном угоне населения и репатриации
граждан, ранениях и лечении в госпиталях в годы Второй мировой войны1 .
Законодательство об
архивном деле в Российской Федерации.
1. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. №125‑ФЗ «Об
архивном деле в Российской Федерации» определяет: основные понятия в архивном
деле; полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований в области архивного дела; состав Архивного фонда
Российской Федерации; организацию управления архивным делом в Российской
Федерации; порядок хранения и государственного учета документов Архивного фонда
Российской Федерации; источники комплектования государственных и муниципальных
архивов архивными документами; сроки временного хранения документов Архивного
фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение; сроки
временного хранения документов по личному составу; порядок доступа к архивным
документам и их использование (см. Приложение 5).
2. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8‑ФЗ «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и орга‑
нов местного самоуправления» осуществляет правовое регулирование отношений,
связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления. К информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления относится информация
(в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий
государственными органами, их территориальными органами, органами местного
самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам,
органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и
организации, законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о
деятельности органов местного самоуправления — муниципальные правовые акты,
устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности
указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Закон устанавливает принципы обеспечения доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления, способы обеспечения
доступа к информации, в том числе ознакомление пользователей информацией с
информацией через архивные фонды; формы и порядок предоставления информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 №149‑ФЗ «Об информатиза‑
ции, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что
обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое
лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное
образование. К числу субъектов обладателей информации относятся и суды судебной
системы РФ, которые действуют на основе принципов открытости информации о своей
деятельности, обеспечивают достоверность и своевременное предоставление
информации, включая и ту ее часть, которая образует архивный фонд суда. Закон
определяет права обладателей информации, содержание общедоступной информация,
государственное регулирование в сфере применения информационных технологий,
виды информационных систем, порядок ограничения доступа к информации,
распространяемой с нарушением закона, и способы защита информации.
4. Федеральный закон от 22 декабря 2008 №262‑ФЗ «Об обеспече‑
нии доступа к информации о деятельности судов в Российской Федера‑ ции»
регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о
деятельности судов, в том числе находящейся в архивных фондах. К информации о
деятельности судов относится информация, подготовленная в пределах своих
полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента,
органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент,
органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к
деятельности судов. Пользователями такой информации могут быть гражданин
(физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение,
орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие
поиск информации о деятельности судов (п. 3 ст. 3 «Об обеспечении доступа к
информации о деятельности судов в Российской Федерации»).
В Федеральном законе
от 22 декабря 2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
судов в Российской Федерации» закрепляются принципы обеспечения доступа к
информации о деятельности судов (ст. 4): (1) открытость и доступность
информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации; (2) достоверность информации о
деятельности судов и своевременность ее предоставления; (3) свобода поиска,
получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым
законным способом; (4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права
организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных
интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о
деятельности судов; (5) невмешательство в осуществление правосудия при
предоставлении информации о деятельности судов. В числе способов,
обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов, закон устанавливает и
ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов,
находящейся в архивных фондах. Ознакомление пользователей информацией с
информацией о деятель‑ ности судов, находящейся в архивных фондах,
осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными
правовыми актами, а с информацией о деятельности конституционных (уставных)
судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также в порядке,
установленном законодательством субъектов Российской Федерации, и принимаемыми
в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131‑ФЗ «Об общих
прин‑ ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
устанавливает, в частности, статус органов местного самоуправления, которые
участвуют в управлении архивным делом в Российской Федерации. 5. Законы
субъектов Российской Федерации. Например, Закон г. Москвы от 28 ноября 2001 г.
№67 «Об архивном фонде г. Москвы и архивах» регулирует отношения по
формированию, организации хранения, комплектования, учета и использования
документов архивного фонда г. Москвы и других архивных документов независимо от
их форм собственности, а также по управлению архивным делом в г. Москве. Законы
и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные
правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему Федеральному
закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов
действуют нормы настоящего Федерального закона (ст. 2 ФЗ об архивном деле в
РФ). В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов,
действуют нормы Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».
Однако приоритет юридической силы этого закона не распространяется в отношении
других правовых актов в иных сферах.
2. Иные нормативные
правовые акты Российской Федерации и информационно-методические документы,
регулирующие отношения в сфере организации..., хранения, комплектования, учёта
и использования архивных документов в судах
Отношения в сфере организации, хранения, комплектования,
учёта и использования архивных документов в судах регулируются и подзаконными
нормативными правовыми актами. В числе этих актов необходимо назвать, прежде
всего, Приказ Министерства культуры РФ от 31 марта 2015 № 526 «Об утверждении
правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов
архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах
государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере
архивного дела, контролирующим деятельность подведомственного ему Федерального
архивного агентства. Федеральное архивное агентство, в свою очередь,
обеспечивает взаимодействие с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по
согласованию вопросов ведения архивного дела в судах.
В указанном приказе
Министерства культуры РФ определяется: организация хранения документов
архивного фонда РФ и других архивных документов; порядок учета документов
архивного фонда РФ и других архивных документов в организации; процесс
комплектования архива организации документами архивного фонда РФ и другими
архивными документами; организация использования архивного фонда РФ и других
архивных документов; процедурные вопросы передачи документов организации на
хранение в государственный (муниципальный) архив и при реорганизации или
ликвидации организации, смене руководителя архива организации. Правила
организации хранения, комплектования, учёта и использования документов архивного
фонда Российской Федерации и других архив‑ ных документов в органах
государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в сфере
организации хранения документов на электронных носителях:
→ содержат нормы по обеспечению работы с электронными
документами, включая установление формата архивного хранения текстовых
электронных документов (PDF-A), в котором электронные текстовые документы
должны передаваться в архив организаций;
→ определяют единицы хранения электронных документов — электронного
дела, представляющего собой контейнер или совокупность контейнеров электронных
документов и правила присвоения архивных шифров электронным документам;
→ устанавливают формы
учета и составления описей, фондов пользования электронных документов; порядок
хранения электронных документов регламентируют параметры контроля над
организацией хранения носителей цифровой информации и состоянием электронных
документов и т.д.
При осуществлении архивного дела в судах учитываются
Национальные стандарты Российской Федерации в сфере делопроизводства и
архивного дела, которые являются образцом в организации работы. Наиболее
востребованными являются следующие стандарты (см. При‑ ложения 9 и 10):
• ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Национальный стандарт Российской
Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
• ГОСТ Р 54989-2012 (ISO/TR 18492:2005) «Национальный
стандарт Российской Федерации. Обеспечение долговременной сохранности
электронных документов»;
• ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «СИБИД. Информация и документация.
Управление документами. Общие требования»;
• ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов». ГОСТ Р 6.30-2003 утрачивает свою силу с 1
июля 2017 г., с момента начала применения нового Национального стандарта
Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу.
Организационно-распорядительная документация. Требования к
оформлению документов» согласно приказу Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 08 декабря 2016 №2004-ст. В соответствии с ФЗ «О
Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 6):
Судебный департамент организует делопроизводство и работу архивов судов, а
также разрабатывает по вопросам своего ведения проекты нормативных правовых
актов Архивное делопроизводство в арбитражных судах осуществляется на основе
требований Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской
Федерации (первой, апелляционной, кассационной инстанций), которая утверждена
постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 №100. В
соответствии с постановлением Совета судей Российской Федерации от 29 апреля
2005 №131 «О мерах по совершенствованию организации деятельности мировых судей
в Российской Федерации» Судебный департамент при Верховном Суде РФ разработал
Примерную номенклатура дел и документов, образующихся в деятельности мировых
судей. Текст данного документа был согласован решением Центральной
экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве от 17 мая
2011 и утверждён Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации 09 июня 2011. На основе данной Примерной номенклатуры дел
должны составляться индивидуальные номенклатуры дел, которые образуются в
деятельности мировых судей. При этом формулировки Примерной номенклатуры дел и
установленные в ней сроки хранения, а также индексы, определенные для
соответствующих категорий дел, должны быть идентичными. Примерная номенклатура
дел является основой для составления индивидуальной номенклатуры дел,
образующихся в деятельности мирового судьи. Кроме этого, готовится к
утверждению текст Методических рекомендаций по организации судебного
делопроизводства в аппарате мирового судьи. Поскольку мировые судьи являются
судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, то нормативное
обеспечение их деятельности по ведению архивов имеют соответствующие органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях организации
архивного дела в суде председатели судов в рамках предоставленных им
организационно-распорядительных полномочий издают локальные акты, направленные
на организацию ведения делопроизводства в архиве суда. Например, председатель
суда своими приказами утверждает: Положение об архиве суда, в котором
определяет задачи и функции архива суда; Положение об экспертной комиссии суда;
должностные регламенты специалистов, обеспечивающих деятельность архива суда;
правила ознакомления с материалами судебного дела, выдачи подлинных документов,
заверенных копий материалов дела, письменных справок, копий судебных актов;
порядок и сроки выдачи судебных дел (иных материалов) для ознакомления; порядок
выдачи (направления) копий судебных актов в случаях, предусмотренных
законодательством РФ; порядок проведения проверки наличия и состояния
документов в архиве суда.
Локальное нормотворчество председателей судов по вопросам
организации архивного дела в суде позволяет учитывать внутренние
организационные особенности функционирования судов в целях хранения
образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов. Архивное
законодательство и нормативная база деятельности архивов в судах судебной
системы Российской Федерации интенсивно развивается. Нововведения связаны,
главным образом, с дальнейшим усовершенствованием архивного дела как важной
сферы государственной деятельности, развитием и упорядочением архивного
делопроизводства как одного из направлений организационного обеспечения
деятельности судов, а также техническими новациями и переходом от бумажного к
электронному документообороту1 .
Комментарии
Отправить комментарий