ОПЮЗТ. Тема 4. Государственный язык
Тема 4. Государственный язык
1. Законодательство РФ о государственном языке.
2. Язык работы федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Язык официального опубликования законов и иных нормативных актов субъектов РФ.
3. Язык подготовки и проведения выборов и референдумов в РФ. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.
1. Законодательство РФ о государственном языке.
Конституции Российской Федерации в статье 68 на государственном уровне закрепила, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
В целях реализации конституционных положений о государственном языке РФ Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" закрепляют, что государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
Правовое регулирование, а значит и правовой статус государственного языка РФ и языков РФ определяется следующими законодательными актами: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Декларацией "О языках народов России", утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 25 октября 1991г. №1808/1-1; 3) Федеральным законом от 01. 06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"; 4) Законом Российской Федерации от 25. 10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"; 5) Законом РФ от 10. 07.1992 № 3266-1 "Об образовании"; 6) Федеральным законом от 17. 06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; 7) Указом Президента РФ от 15. 06.1996 № 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"; 8) Постановлением Правительства РФ от 20. 06.2011 № 833 "О Федеральной целевой программе "Русский язык (2011 - 2015 годы)"; 9) Постановлением Правительства РФ от 23. 11.2006 № 714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" и некоторыми другими нормативными актами.
Так, например, Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" делит языки на три группы: а) государственный язык Российской Федерации; б) государственный язык республик в составе Российской Федерации; в) языки компактно проживающего населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами.
Исследуя вышеназванные источники, важно отметить, что федеральное законодательство в полной мере регламентирует лишь статус русского языка в качестве государственного. Порядок использования государственного языка республик в составе Федерации, а также использование иных языков в официальных сферах общения федеральным законодательством не регламентирован в полной мере. Но при этом законодатель определил в федеральном законодательстве возможность регулирования этого вопроса законодательством субъектов Федерации.
В соответствии со ст. 26 Конституция Российской Федерации в каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" (ст. 5) в качестве меры, обеспечивающей право граждан на пользование русским языком в качестве государственного, предусматривает гарантию гражданам на получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В продолжение указанной выше правовой нормы п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливает, что изучение русского языка является обязательным во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных.
Статья 11 Федерального закона от 17. 06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" закрепляет, что национально-культурные автономии в целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения могут: а) образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке; б) создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные; начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном (родном) языке; в) учреждать другие негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке; г) участвовать в разработке образовательных программ, осуществляемой подведомственными образовательными учреждениями, издавать учебники, методические пособия, другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке.
Таким образом, правовое регулирование государственного языка РФ (русского языка) четко на государственном уровне закрепляет его публичную официальность, определяет его правовой статус, а также соотношение государственного языка РФ (русского языка) с другими языками России. Итак, учитывая вышеизложенное, можно резюмировать следующее.
1. В развитие конституционных положений о государственном языке РФ был принят Федеральный закон № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", в преамбуле которого сказано, что он направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.
2. Аналогичные правовые положения содержит преамбула Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", согласно которой языки народов Российской Федерации составляют национальное достояние Российской Федерации, находятся под защитой государства. Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия, государство должно создать условия, направленных на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации.
3. Правовой статус русского языка как государственного языка РФ обязывает всех использовать русский язык в сферах, определенных Федеральным законом "О государственном языке Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Законом "Об образовании" и другими нормативными актами, а также осуществлять защиту и поддержку государственного языка, обеспечивать каждому право на пользование государственным языком Российской Федерации - русским языком.
4. В Российской Федерации на законодательном уровне провозглашается, что государственный язык Российской Федерации (русский язык) является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.
2. Язык работы федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 11 ФЗ от от 25.10.1991 N 1807-1"О языках народов Российской Федерации"
Работа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации могут употребляться государственные языки республик.
На заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, комитетов и комиссий палат, на парламентских слушаниях члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе выступать на государственных языках республик или иных языках народов Российской Федерации при обеспечении перевода выступления на государственный язык Российской Федерации в соответствии с регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Языком проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов, проектов актов палат Федерального Собрания Российской Федерации, внесенных на рассмотрение Государственной Думы и переданных на рассмотрение Совета Федерации, является государственный язык Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 и 13 ФЗ от 25.10.1991 N 1807-1"О языках народов Российской Федерации"Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации официально публикуются на государственном языке Российской Федерации.
В республиках указанные правовые акты наряду с официальным опубликованием могут публиковаться на государственных языках республик.
Законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на государственных языках республик.
Законы и иные нормативные правовые акты краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов официально публикуются на государственном языке Российской Федерации.
В необходимых случаях указанные нормативные правовые акты наряду с официальным опубликованием могут публиковаться на языках народов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Язык подготовки и проведения выборов и референдумов в РФ. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
При подготовке и проведении выборов и референдумов в Российской Федерации используется государственный язык Российской Федерации. При подготовке и проведении выборов и референдумов в Российской Федерации республики наряду с государственным языком Российской Федерации вправе использовать государственные языки республик и языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания; иные субъекты Российской Федерации наряду с государственным языком Российской Федерации вправе использовать также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме печатаются на государственном языке Российской Федерации. По решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума бюллетени печатаются на государственном языке Российской Федерации и на государственном языке соответствующей республики, а в необходимых случаях также на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка, участка референдума бюллетени печатаются на двух и более языках, текст на государственном языке Российской Федерации должен помещаться в каждом избирательном бюллетене, бюллетене для голосования на референдуме. Протоколы итогов голосования, результатов выборов и референдумов оформляются на государственном языке Российской Федерации, а при необходимости также на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.(ст. 14 ФЗ от 25.10.1991 N 1807-1"О языках народов Российской Федерации")
Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, федеральных арбитражных судах, военных судах, а также делопроизводство в правоохранительных органах Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд.
Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации, а также делопроизводство в правоохранительных органах субъектов Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд или правоохранительный орган.
Лица, участвующие в деле и не владеющие языком, на котором ведутся судопроизводство и делопроизводство в судах, а также делопроизводство в правоохранительных органах, вправе выступать и давать объяснения на родном языке или на любом свободно избранном ими языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.( ст.18 ФЗ от 25.10.1991 N 1807-1"О языках народов Российской Федерации")
Комментарии
Отправить комментарий