ОПЮЗТ. Тема 2. Речь. Отличие речи от языка. Речь внутренняя и внешняя.
Тема 2. Речь. Отличие речи от языка. Речь внутренняя и внешняя.
1.Речь внутренняя и внешняя.
2.Соотношение языка и речи.
Речь внутренняя и внешняя.
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная речь, внутренняя и внешняя речь. Обычно выделяют 2вида речи: внешняя, внутренняя. Внешняя речь в свою очередь делится на письменную и устную. Устная и письменная речь делятся на монологическую и диалогическую. Рассмотрим подробно обозначенные виды речи.
Внешняя речь является основным средством общения. Это речь, обращенная к другому человеку, речь для другого, которая произносится, слышится и понимается окружающими. Внешняя речь направлена на взаимодействие и характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.
Внешняя речь в свою очередь делится на устную и письменную речь. Устная речьвыступает в двух формах – диалогической и монологической. Диалог – речь, которая обусловлена ситуацией и контекстом предыдущего высказывания. Диалог представляет собой быстрый, непроизвольный процесс двустороннего обмена информацией. Диалог – это разговор по очереди, в котором для каждого партнера чередуются периоды говорения и слушания. Устная диалогическая речь обладает следующими отличительными характеристиками:
1.Наличие обратной связи. Обмен информацией осуществляется при помощи поддержки, т.е. собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль и таким образом установить обратную связь с говорящим. Для диалога наличие обратной связи является одной из важнейших характеристик.
2. Свернутость во времени. В диалоге собеседникам многое понятно потому, что оба владеют ситуацией. Для посторонних диалог мало понятен. В детском возрасте диалог затруднен, и только взрослый способен на полноценный диалог. Ребенку трудно удержать внимание на собеседнике и на том, что он говорит; ребенок быстро перескакивает на другие темы. Для ребенка в силу его эгоцентризма – главное – донести свою информацию или получить информацию, но он пока не способен ей обмениваться. Зачастую такие ситуации наблюдаются и среди здоровых взрослых.
Устная монологическая речь – это относительно развернутая форма речи; это речь одного человека не прерываемая репликами других людей. Представляет собой последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний, информации одним человеком, без опоры на речь собеседника. Монолог в идеале должен быть насыщен экспрессивными мимическими и жестовыми средствами, что подчеркивает значимость речевой информации. Будучи рассчитанной на определенную аудиторию, она однако не всегда сопровождается непосредственной реакцией слушающих (например, при выступлениях в СМИ). Монолог характеризуется также и тем, что его можно планировать заранее. Вместе с тем, умелый оратор или лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории и в соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание.
Письменная речь – речь, реализованная в форме, доступной для зрительного восприятия, в виде письменного текста. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность читающему использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и пр.
С точки зрения используемых средств, письменная речь отличается от устной на трех уровнях:
1) в ней используется графический код (письменность);
2) для подчеркивания смысла написанного используются не интонационные, а лексические приемы (сочетания слов), грамматика и знаки препинания;
3) существуют языковые формы, обязательные в письменной, но необязательные в устной речи.
В письменной речи также выделяются монологическая и диалогическая формы. Монологическая письменная речь характеризуется развернутостью и произвольностью. Письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи. Собеседник в этом случае не может переспросить нас, уточнить, обратить внимание на ошибки. Примерами монологической письменной речи могут быть сочинение, конспект лекций, письмо, литературное произведение. Диалогическая письменная речь характеризуется наличием обратной связи и, в некоторых случаях, экспрессивного компонента. В качестве примеров письменной диалогической речи могут быть записки, общение в интернет-чатах. В качестве экспрессивных компонентов выступают специальные знаки неграмматической природы, например, смайлы.
Основными средствами воздействия в письменной речи остаются сами слова, их порядок и знаки препинания. Осуществляя высказывание в письменной форме, мы можем сознательно или бессознательно соотнести это высказывание с тем содержанием, которое мы хотели высказать, и в случае несоответствия мы можем отказаться от него и начать сначала, тем самым, оттачивая внешнюю форму высказывания. В устной речи такой перебор невозможен. Для того чтобы осуществить наиболее подходящий подбор формы для задуманного содержания, человек пользуется внутренней речью. То есть, прежде чем сформулировать мысль в письменной форме, ее необходимо проговорить во внутреннем плане. Формирование письменной речи – это трудоемкий процесс, так как он требует от человека абстракции двойного уровня. На первом уровне выделяются существенные признаки предметов, явлений и фактов, а затем используется соответствующее слово. На втором уровне это слово наделяется определенным знаком, и этот знак записывается независимо от слова. Естественно, эти два уровня требуют сформированности мышления.
Внутренняя речь. Понятие внутренней речи впервые было предложено Л.С. Выготским. Он определял внутреннюю речь как «особый внутренний план речевого мышления, опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь обладает следующими свойствами:
1) отсутствие фонации;
2) предикативность (то есть опускаются все подлежащие и присутствуют одни сказуемые);
3) сокращенность;
4) преобладание смысла над словом;
5) несовпадение семантики внутренней речи с семантикой внешней речи. Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы сбрасывает с себя выполнение своей первичной функции, ее породившей: она перестает быть непосредственно средством общения, для того чтобы стать, прежде всего, формой внутренней работы мысли. Внутренняя речь является, таким образом, средством мышления. Она лишена фонации, то есть внешнего слышимого звукового оформления. Она протекает в мыслительном плане, осуществляет функции планирования деятельности и функции обработки информации. Внутренняя речь характеризуется фрагментарностью, отрывистостью и ситуативностью. Не служа целям сообщения и коммуникации, внутренняя речь все-таки имеет социальный характер. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: «внутренняя» речь есть производная форма от речи «внешней». Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру, но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы ее социального происхождения. Внутренняя речь и протекающее в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения. Итак, внутренняя речь социальна по своему происхождению. Но она также социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный индивидуальный собеседник.
Соотношение языка и речи
Понятия «язык» и «речь» в обыденном общении нередко смешиваются, но в научном рассмотрении этих понятий требуется не только их объединение, но и разграничение.
С философской точки зрения язык - это категория сущности и общего. Речь же выполняет роль явления и частного. Область, которой занимается лингвистика, весьма обширна. Она состоит из двух частей: одна часть ближе к языку и представляет собой пассивный запас; другая же часть ближе к речи и представляет собой активную силу, подлинный источник тех явлений, которые затем проникают в другую часть языковой деятельности. Язык - феномен сущностный, универсальный, речь - конкретное, психофизиологическое или механическое надстроечное явление, обеспечивающее информативную, экспрессивную и коммуникативную функции языка в конкретной ситуации общения. Функции языка неравноценны. Фундаментальными признаются те функции языка, выполнение которых предопределило его возникновение и конститутивные свойства. Важнейшая общественная функция языка - коммуникативная. Она обуславливает его основную характеристику - наличие материальной (звуковой) формы и системы правил кодирования и декодирования. Эти свойства обеспечивают и поддерживают единство выражения и восприятия смысла. Данная функция формирует прагматический компонент языковой структуры, адаптирующий речь к участникам и ситуации общения. С помощью языка люди передают друг другу свои мысли, чувства, тем самым, воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание.
Второй основной социальной функцией языка называется когнитивная (познавательная) функция, состоящая из логической (мыслеформирующей) функции. Мысль тогда становится оформленной и чувственно воспринимаемой, когда она воплощена в формах языка и высказана в речи. Ещё одна составляющая: аккумулятивная (историческая) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта, средством формирования и развития материальной и духовной культуры, тем самым, изменяя общественное сознание.
Далее следует эмотивная функция языка - выражение отношения автора речи к её содержанию. Она реализуется в средствах оценки, восклицаниях, интонации и т.д.
Высказывания о языке обозначают метаязыковой (металингвистической) функцией языка, реализуемой в языковедческих текстах, в процессе освоения родного или иностранного языка.
Пример: «Я объяснил, что есть большая разница между «показательным», когда показывают то, что есть, и «показным», когда показывают, то чего нет» (Ходасевич).
Установку на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, выполняет эстетическая (поэтическая) функция, которая, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в её ритмичности, образности и др. В отличие от коммуникативной функции, которая является основной в обычном (практическом) языке, эстетическая функция доминирует в художественной речи.
Социальная функция языка, его общественное значение, заключается в том, что язык участвует в развитии различных сторон духовной жизни и трудовой деятельности народа.
Достижения народа, нации в развитии науки, художественной литературы и других областей духовной культуры осуществляются при прямом участии родного языка и выражаются в нём. Вот почему каждый народ стремится, развивая свою национальную культуру, поддерживать и улучшать свой национальный язык.
Язык определяется обычно в двух аспектах: первый - это система фонетических, лексических, грамматических средств, орудием выражения мысли, чувств, служет средством общения людей,. второй - разновидность речи, характеризуется теми или иными стилистическими признаками Речь - конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме.. Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь - реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык - это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения.
Комментарии
Отправить комментарий